C 29 сентября по 1 октября в Москве проходит ярмарка современного искусства Cosmoscow. Рассказываем, какой она оказалась на этот раз
К 11-му своему выпуску ярмарка Cosmoscow сменила прописку, переместившись из Гостиного Двора в «Экспоцентр» на берегу Москвы-реки, где современное искусство оказалось в новых для себя обстоятельствах. Город, как известно, живет множеством разных жизней одновременно, и любое экспо — тому подтверждение. Перемена мест, впрочем, порой приводит к возможности взглянуть по-новому и на самого себя, и на окружившие контексты, что для мира творческого и эмоционального явный плюс. Cosmoscow в новом своем воплощении оказалась заполнена светом. Неожиданно щедрое для самого себя сентябрьское московское солнце залило в день превью галерейные стенды во всем их многообразии, охватив работы и художников юных, на ярмарке представленных впервые, как, к примеру, Дарья Емельянова на стенде галереи Deep List, и классиков в лице Виктора Пивоварова (галерея XL), Евгения Михнова-Войтенко и Юрия Злотникова (галерея pop/off/art).
Коллекционеры принялись за дело с самого утра, так что к вечеру большинство работ оказалось отмечено заветными красными кружками — приметами покупки. Во всем многообразии подходов и выбранных для представления авторов и жанров, как всегда, можно увидеть и разные решения. Одни галереи затеяли диалог поколений (например, на стенде Alina Pinsky Gallery или галереи pop/off/art), другие — превратили в желанный объект наблюдений и само пространство (среди них галерея сцена/szena или галерея Serene).
Директор фонда Cosmoscow Алексей Масляев в выставке «Глазами коллекционера» предлагает задуматься об искусстве как о возможности не просто зафиксировать, но отразить само время. Среди представленных работ из коллекций Михаила Царева и «Стрит-арт хранения» — произведения Тимофея Ради, Игоря Мухина, Владислава Мамышева-Монро, Олега Кулика, без которых разговоры о современном искусстве как о «форме фиксации времени» просто не были бы возможны.
Как и с чего начать собственную коллекцию
Ответ на вопрос, почему коллекционировать может действительно каждый
Артем Филатов, победитель номинации «Художник года» по версии Cosmoscow, показал свой проект «Все исчезнет!», хотя слово «показал» в контексте этой серии приобретает значения столь же ироничные и многомерные, какими отличаются в целом авторские подходы и взгляды. Ручная графика выполнена бриллиантовым зеленым, как величаво именуют фармацевты знакомую всем с детства зеленку.
Зеленка — материал не без хитрости: имеет свойство выцветать на холсте под воздействием света, так что увидеть произведение сможет только его обладатель. Скрыть его не только от чужих, но даже от собственных глаз и тем самым сохранить, или, напротив, открыть, не тая, и со временем потерять, — каждый решит сам. Посыл метафоричный и даже сказочный на ярмарке спрятался в специально разработанных художником хранилищах. Среди них оказался, к примеру, долгий — невероятно долгий — ящик. В один из таких все мы хотя бы раз пытались отложить дела или планы.
Для Сбера в этом году Артем Филатов, объединившись с нейросетью Kandinsky 2.2, придумал дизайны СберКарты, представленные среди пышных цветов и растений в центре экспозиции. Кустарники гортензий и других растительных примечательностей оказались, с одной стороны, смысловой связкой с миром искусства, ведь в каком-то смысле цветы объединяют всю его историю. А с другой, стали тизером целого сада, в который стараниями СберПервого превратилась гостиная коллекционеров. Здесь на протяжении всей ярмарки можно провести время в эпикурейском спокойствии, задуматься о полученных впечатлениях, чтобы после вернуться к галерейным стендам и продолжить свое путешествие по ним. Задуматься и присмотреться к самим себе и миру вокруг предлагают нам и произведения искусства, настолько же разные, как сама жизнь, бурлящая за этими спокойными стенами.