Любая, даже самая масштабная коллекция, с чего-то начиналась. Но как быть, если все еще только предстоит, с каких авторов и работ начинать, на что ориентироваться, у кого искать подсказок. На примере 11-й ярмарки Cosmoscow рассказывает журналист и консультант по стратегическим коммуникациям в сфере культуры Вероника Кандаурова
В этом году ярмарка современного искусства Cosmoscow проходит в 11-й раз. За годы ее существования коллекционирование как систематизированное собирание произведений современного искусства постепенно вышло на более открытый и доступный уровень. На одну полку с нумизматикой и филокартией наконец-то попало и коллекционирование работ современников. Ходить на выставки, составлять арт-календари, отмечать конкретных художников и галереи, пытаться понять и разобраться — стало нормой повседневной жизни. Для тех, кто еще только в начале своего пути, рассказываем, как начать коллекционировать.
Маргарита Пушкина
основатель ярмарки Cosmoscow
На Cosmoscow 2023 будет представлено более 75 галерей, среди которых 12 участвуют в ярмарке впервые. Художник года — Артем Филатов, основатель студии «Тихая», — специально для ярмарки создал работу «Все исчезнет». Эта серия ручной графики нарисована с помощью брильянтового зеленого красителя, известного в народе как зеленка. Будущий владелец работы сможет напрямую влиять на ее состояние, решая, показывать ее или нет: каждый раз, когда изображение будет подвергаться воздействию света, оно будет выцветать, что с каждым просмотром не сможет не сокращать жизнь произведения.
Пространство «Экспоцентра» на Красной Пресне окажется разделено на шесть секций:
1.
БАЗА представит как молодые, так и широко известные галереи с собственным выставочным пространством.
На стенде XL Projects гости ярмарки смогут увидеть классиков российского искусства — Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова и Айдан Салаховой. Стенд XL представят Никита Алексеев, Ирина Корина, Екатерина Муромцева, Андрей Ройтер.
Галерея pop/off/art представит работы четырех художников разных поколений, объединенных общей темой — поиском нового визуального языка в абстракции. Известные серии легендарных художников Юрия Злотникова и Евгения Михнова-Войтенко будут соседствовать с новым проектом молодого художника Ивана Новикова и живописью латвийского художника Андриса Эглитиса, обращающегося к природным мотивам.
На стенде Ruarts Gallery сложится диалог между работами авторов, исследующих разные художественные практики и материалы, — Алексея Луки и Гриши. 11.12 GALLERY традиционно покажет работы Рината Волигамси, Владимира Семенского и Кирилла Манчунского: художники создадут новые работы специально к ярмарке. Художники Евгений Дедов, Кирилл Гаршин, Саломея Абальян и Платон Юрич будут представлены на ярмарке на стенде галереи сцена/szena.
Стенд галереи MYTH (My Young True Heroes) представит трех художников: Алину Глазун, Вадима Михайлова, Егора Федоричева, которые в своих работах используют архетипичные составляющие русской культуры.
Ольга Профатило
MYTH Gallery, Санкт-Петербург
Самое главное — не бояться совершить ошибку. Часто этот страх удерживает людей, чтобы просто начать и сделать свою первую покупку.
Когда вы уже совершили шаг, начинайте получать от этого удовольствие. То, что вы покупаете, должно вас вдохновлять, но не обязательно быть понятным, может быть, наоборот. Искусство должно вас волновать, заставлять о нем думать, беспокоиться, радоваться — вызывать разные эмоции.
Обладатель приза «Лучший стенд» Cosmoscow 2022 галерея Marina Gisich Gallery покажет четырех авторов: новый эпизод серии «Человеческий проект» Керима Рагимова, инсталляцию, созданную Александром и Лизой Цикаришвили специально для Cosmoscow, работы Семена Мотолянца и его субличности Мити Мохнорылова, а также видео-арт Татьяны Ахметгалиевой.
2.
КОНТУР объединит галереи, работающие в формате шоурума или онлайн-платформы.
Например, стенд галереи Serenе, представленный художниками Гаянэ Аветисян и Светланой Цепкало, окажется превращен в учебный класс в обычной школе. Но в этом школьном классе все «не то, чем кажется».
3.
ТИРАЖ соберет инициативы, специализирующиеся на тиражном искусстве.
Например, совместный стенд студии художественной шелкографии Принтмафия и издательства тиражного искусства Формат. Один представит экспозицию новых тиражных релизов современных российских художников и некоторые редкие архивные работы студии. А новая междисциплинарная платформа САБСТАНЦИЯ Сабины Чагиной представит работы Владимира Абиха, Андрея Бартенева, Кирилла Кто, Аристарха Чернышева, Кати Мороз, ковер авторства Миши Моста и других художников.
Сабина Чагина
САБСТАНЦИЯ, Москва
Если коллекция для души, то начинать нужно с того, что понравилось. И в целом не важно, молодой это художник или известный автор. Я собираю искусство именно по такому принципу, редко когда задумываюсь об инвестировании в искусство.
Если говорить о более системном подходе, то, чтобы избежать рисков, можно начать коллекционировать тиражное искусство, потому что оно доступнее по цене. Можно выбрать уже известных авторов: у них часто есть доступные тиражные работы и их можно купить и в галереях, и у самих авторов. Тираж начинается от 10 копий. Как правило, это может быть и дешевле в 10 раз, чем уникальные работы. Можно начинать коллекцию и с молодого искусства, но здесь больше рисков, потому что мы не знаем, как сложится карьера и жизнь художника. В любом случае произведение останется вашей собственной классной работой, даже если не будет иметь культурную ценность в широком смысле этого слова.
4.
ДИЗАЙН покажет галереи, которые работают с коллекционным дизайном. Среди них Галерея 15/10, SAMPLE, Heritage Gallery, 3L Store и другие.
5.
ЦИФРА объединит офлайн- и онлайн-проекты: SAS Metagallery, Generative Gallery, VS Gallery, работающие с новыми медиа, цифровым искусством и NFT. Среди художников — Рефик Анадол, Филип Колберт, Дэниел Мартин, STEFA, Synticate, Миша Мост, Даниил Карамушкин и другие.
6.
СООБЩЕСТВА — секция, представленная Ассоциацией галерей (АГА), познакомит с проектами, направленными на развитие инфраструктуры, образования и коммуникаций в области современного искусства.
Коллекционирование для многих имеет не денежную, а эмоциональную ценность. Это и приятные ощущения от эйфории совершенной сделки, и какие-то личные переживания из прошлого или ощущения «здесь и сейчас». По мнению Дэвида Ладдена, доктора философии, профессора психологии Колледжа Джорджии Гвиннетт, «такая ностальгия воспринимается как положительная эмоция. Она улучшает настроение, также повышает самооценку и оптимизм в отношении будущего».
Екатерина Ираги
галерея Iragui, Москва
Есть много причин для того, чтобы начать коллекцию произведений искусства. Люди могут начать собирать искусство как форму инвестиций, как способ зафиксировать интересный кусок истории или как способ поддержки искусства — список можно продолжать. Коллекционирование искусства — это очень субъективный опыт, но это также отличный способ продемонстрировать разные аспекты вашей личности и сделать заявление о том, кто вы есть.
Мой первый совет: отбросить предвзятые представления, что коллекционируют только богатые и знаменитые. Многие новые коллекционеры искусства сегодня на самом деле начинают с небольшого бюджета, поскольку они учатся и только начинают ориентироваться в мире искусства. Я когда-то на Art Basel в Майами в секции Films посмотрела отличный документальный фильм Мэгуми Сасаки про Герберта и Дороти Фогель «Herb and Dorothy». Их часто описывают как «коллекционеров-пролетариев», а эта пара собрала коллекцию из более чем 4700 работ, будучи обычными людьми (он работал на почте, а она библиотекарем) в Нью-Йорке. Их коллекция, состоящая в основном из минималистского и концептуального искусства, была названа одной из самых важных художественных коллекций после 1960-х годов в США. Они покупали только предметы, которые им лично понравились, и они могли унести их домой сами — в метро или на такси. И хранили они это богатство в арендуемой односпальной квартире в Верхнем Манхэттене. Посмотрите фильм. Очень вдохновляющий.
Коллекционирование свойственно людям, которые все время стремятся что-то изучать, а значит, развивают критическое мышление и когнитивные способности. По коллекции также можно понять предпочтения, вкусы, мировоззрение ее обладателя. Карл Густав Юнг считал, что люди становятся коллекционерами вследствии влияния архетипов на поведение, что в конечном итоге образует коллективное бессознательное. Психологи-фрейдисты склонялись к тому, что коллекционирование — это способ навести порядок в мире.
Алексей Горбунов
галерея Х.Л.А.М., Воронеж
Коллекционер современного искусства, на мой взгляд, человек особенный. Может быть, с рождения, а может быть, с ним в юности происходит что-то экстраординарное: книги, люди, человек или произведение, которые радикально меняют мироощущение. Он часто великодушен, не относится к себе слишком серьезно и испытывает потребность в свободе. Достигнув или даже не достигнув материального благополучия, человек этот вполне может начать коллекционировать современное искусство, опираясь при этом и на экспертов, и на свою личность, и на интеллектуальный багаж. И мне нравится рассматривать коллекционирование не как случай сухого и формального инвестирования или заботы о повышении своего статуса, а случай радости, любви и удовольствия от обладания порой очень странным объектом. Что препятствует этому занятию? Категоричность, косность и банальность личности вообще. Как видите, сам по себе регион не решает ничего: Вологда ли, Москва ли, Воронеж или Петербург — совершенно не важно. Говорить тут можно только об особенностях и таланте человека.
Если сравнивать коллекционирование с другими видами деятельности, то можно отметить еще одно преимущество — оно подходит любому, даже очень занятому человеку. Сегодня помочь собрать коллекцию могут арт-консультанты.
Сара Виниц
коллекционер и арт-консультант
Изучайте историю искусства. Нужно учиться разбираться самим, ведь каких бы специалистов вы ни привлекали, диалог со специалистами надо вести, уже исходя из первоначальных знаний, и стараться, чтобы это общение увеличивало ваш уровень, а не создавало зависимость от мнения эксперта. Читайте автобиографии художников, арт дилеров, коллекционеров. Цените общение с автором при жизни, смело спрашивайте о том, что волнует в произведениях, об обстоятельствах создания работ, диалог с художником бесценен.
Посещайте лучшие из доступных музеев, биеннале, арт-ярмарок, слушайте лекции Дмитрия Гутова — насмотренность ничем не заменить.
Итак, почему люди коллекционируют искусство? И какие факторы влияют на то, как они его покупают? В целом мотивы, движущие сегодня коллекционерами, сильно различаются, но тенденции можно выявить при изучении самых популярных жанров искусства. Еще одним фактором в пользу покупки того или иного искусства становится скорость и прозрачность оформления сделки.
Вот несколько тенденций и советов:
1.
Большинство покупателей произведений искусства стремятся собрать коллекцию, но стоимость произведений искусства растет в цене.
Согласно опросам, большинство людей покупают произведения искусства, потому что хотят собрать коллекцию (64%), за этим следует желание украсить дом или другое пространство (62%), поддержать художников (52%) и найти вдохновение (50%). Хотя меньшая часть респондентов (около 38%) заявили, что покупают произведения искусства в качестве инвестиций, эта цифра растет. Это может быть связано с тем, что искусство воспринимается как стабильный альтернативный класс активов во времена экономической турбулентности.
Алина Пинская
Alina Pinsky Gallery, Москва
С чего начать коллекцию? С тренировки глаза. Должны начать взаимодействовать интуиция и насмотренность. Сразу скажу — нельзя бояться. Надо слушать сердце. Но! Если не хочется стать самопровозглашенным гуру и собирателем «приколов», то для начала имеет смысл ознакомиться с базой: вникнуть в теорию искусств, поинтересоваться историческими аспектами разных стилей. Создать в голове некую «сеть», «шкалу» или любую другую конфигурацию реперных точек, что к какому периоду относится. Нужно учиться быстро считывать произведение. Прочесть аннотацию может каждый, а вот «сканировать» сложнее. На такой основе начинать собирательство проще и правильнее.
Стенд Alina Pinsky Gallery выстроен в согласии с общей концепцией галереи. Идея — показать работы авторов нескольких поколений — как художников-нонконформистов, чей авторский стиль формировался в условиях замкнутой социокультурной среды, так и новые произведения молодых авторов, чье профессиональное становление начиналось в условиях мультикультурности, интернационализма и свободного арт-рынка. Зрители увидят художников, которых галерея представляет эксклюзивно — Игоря Шелковского, Михаила Чернышова, Наталии Турновой, Игоря Скалецкого, Евгения Музалевского. Новая художница галереи — Наташа Хабарова — также будет представлена на стенде.
2.
Абстрактное искусство — по-прежнему один из самых покупаемых жанров.
Коллекционеры покупают искусство в разных медиумах. В лидерах — картины и тиражные копии (более 60%), далее скульптура и керамика (57%), затем — фотография (43%). При ответе на вопрос «какие три жанра современного искусства наиболее интересны с точки зрения коллекционирования» респонденты выбрали абстрактное искусство, фигуративную живопись и современный сюрреализм.
Александр Корытов
JART Gallery, Москва
Начать коллекцию можно с фарфоровых скульптур художников-нонконформистов, которые являются квинтэссенцией творчества этой группы художников музейного уровня. Медиум классический, а содержание и форма современные. Арт-рынок очень любит фарфор как материал и обеспечивает ему пропорциональный пиковым продажам других произведений художников-нонконформистов рост. Лимитированные тиражи делают невозможность повторения работ уже ушедших художников, таких как Олег Целков или Владимир Немухин.
На ярмарке галерея JART представит стенд «Дух веет где хочет», созданный в партнерстве с арт-группой «МишМаш». Зритель попадет в «щель» между мирами, а на входе его встретит портрет Андрея Монастырского — главного проводника из замкнутости города в бесконечность леса. В этом году стенд галереи соответствует качествам нового мира, где наружное становится внутренним, небо лежит на полу, лес растет корнями вверх. Поверх этого перевернутого пейзажа расположатся работы других авторов: группы «Россия», группы «ППСС», работы Марии Сафроновой и Апанди Магомедова, а внутри стенда — скульптурная композиция Кирилла Протопопова.
3.
Несмотря на новый рост интереса к офлайн-выставкам, онлайн-коллекционирование остается актуальным способом приобретения искусства.
Онлайн-платформы — это дополнительный инструмент, который ускоряет и упрощает покупку работы. За последние 12 месяцев количество онлайн-продаж в мире выросло на 4%. Открытые цены и безопасность становятся ключевыми факторами для онлайн-сделок с произведениями искусства.
4.
Молодые коллекционеры задают новые правила рынка и влияют на развитие молодых художников и независимых пространств.
Коллекционеры-миллениалы более активно используют цифровые технологии, чем их старшие коллеги, также они открывают для себя новые имена и небольшие галереи и покупают работы у молодых художников напрямую.
Николай Дмитриев
PENNLAB Gallery, Москва
Наша галерея выбрала особенный медиум — фотографию. И это пока не самый популярный жанр у больших коллекционеров. Однако у нас много молодых и начинающих коллекционеров, которым мы прививаем любовь и принятие самого факта современного искусства через фотографию. Кроме того, крупные бизнесы нам часто говорят, что их сотрудникам проще понимать фотографию, чем живопись, потому что у них есть ощущение, что для этого не нужно специальное образование.
Стенд PENNLAB Gallery объединит сразу несколько художников: Анастасию Цайдер, Игоря Елукова, Владислава Ефимова, BAILUN, Елену Аносову, Петра Антонова.
В числе новых участников ярмарки Cosmoscow в этом году: галерея ULM, на стенде которой можно будет увидеть произведения таких авторов, как Аки Сакаида, Варвара Кулешова, Олег Кудряшов, Рё Ватанабе, Михаил Крунов, Яков Чернихов, Майуко Огава; московский гибридный проект Deep List, который представит работы Алексея Панькина, Анки Ахалая, Дарьи Емельяновой; галерейный проект Платформа Форма с художниками Гришей Сельским и Василиссой Саврасовой.
Маша Сергеева
арт-консультант и эксперт по взаимодействию искусства и бизнеса, основатель бюро M’art26
Вне зависимости от возраста художника я считаю, что искусство хорошо тогда, когда глубина идеи соответствует оригинальности ее воплощения. Если вам кажется, что эти два критерия соблюдены, попробуйте купить. Отличить вторичное от первичного, пародию от оригинала поможет только знание истории искусства либо хороший советчик.
5.
Взаимодействие с локальными институциями и региональными художниками будет расти
Cosmoscow покажет нижегородскую FUTURO Gallery с работами Сергея Карева, Александры Павловской и Андрея Бергера; галерею «Арка» из Владивостока, на стенде которой будут представлены три автора — Маша Ламзина, Александр Киряхно и Елена Никитина; ES Gallery из Казани с произведениями художников Евгения Голубцова и Александра Шардака; галерею Ural Vision Gallery из Екатеринбурга, которая на своем стенде покажет произведения молодого уральского автора-мистификатора Осипа Тоффа (Александры Грачевой и Никиты Балтинских) и медиахудожника YOmoYO (Максим Свищев); а также воронежскую галерею «Х.Л.А.М.» с работами Николая Алексеева, Ивана Горшкова, Михаила Добровольского и Кирилла Савельева.
Вера Глазкова
галерея «Арка», Владивосток
Вопрос о существовании арт-рынка в регионах является дискуссионным. На сегодняшний день субъекты структуры арт-рынка либо развиваются, либо отсутствуют совсем. Я не могу дать позитивный ответ на этот вопрос — и о Владивостоке в том числе, несмотря на то что художественное сообщество города ведет активную жизнь и культурные институции достаточно прогрессивны. Во Владивостоке сильная школа реалистической живописи. По сей день взаимодействие коллекционеров и художников базируется на интересе именно к этому направлению изобразительного искусства. Как известно, долгие годы Владивосток был закрытым городом и слишком отдаленным, чтобы говорить о параллелях со столичными художественными процессами, но внутри жизнь творческих кругов была активной и интересной. Портовый город исторически был местом синтеза культур и идей. Художники, находясь в поисках себя, оригинальной манеры живописи, натуры, уходили в различные направления «неформального» искусства с дальневосточным акцентом.
Деятельность моей галереи началась как раз с поддержки продвижения локальных художников на российской и международной арт-сцене и популяризации современного искусства. Это был опыт меценатства и инвестирования в художников. Не могу не отметить важный для анализа идентичности приморской художественной сцены проект «Край бунтарей» (2015 год), над которым работали ЦСИ «Заря» и галерея «Арка» при участии Приморской государственной картинной галереи.
«Музей года — 2023» PERMM (Пермь) покажет проект, посвященный реновации бывшего здания автомобильного центра под новое пространство музея. Стенд расскажет зрителю, как музей современного искусства впервые переедет в готовое современное экспозиционное пространство, изначально спроектированное под нужды автомобильного бизнеса. Павильон проектируется командой PERMM при участии художника Василия Кононова-Гредина.
Элина Сафарова
ES Gallery, Казань
В последние годы можно было отчетливо ощутить, как начал расти тренд на национальное искусство. В Татарстане активно развивается творческая среда. Нам, в свою очередь, очень важно как поддерживать молодых художников, так и открывать заново наследие Татарстана. Именно поэтому в этом году на ярмарке Cosmoscow мы показываем работы Евгения Голубцова. Его вклад в культурное наследие региона огромен.
«Институция года — 2023» музей ZAMAN (Уфа) представит проекты, созданные за последние два года и сосредоточенные на территории национальных республик — Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Марий-Эл — и соседних регионов — Пермского края, Оренбургской, Челябинской и Самарской областей. ZAMAN в переводе с тюркоязычных языков означает «время», «эпоха», поэтому на стенде институция представит понимание своего времени — времени измеряемого («вакыт») и времени исчисляемого («сəғəт»), времени непредсказуемого будущего («килəсəк») и времени будущего, которое нам еще предстоит придумать («заманалар»).
Таким образом, ответ на вопрос «Что посмотреть на ярмарке?» может оказаться довольно банальным: «Смотреть надо всё». А еще лучше выписать себе отдельные галереи и вернуться к ним несколько раз — на ярмарке Cosmoscow и после нее.