«РБК Стиль» и СберПервый на примере ярмарки Cosmoscow рассказывают, как современное искусство может стать частью жизни каждого из нас. Коллекционирование, инвестиции, искусство и бизнес — ответы на сложные вопросы и погружение в мир, полный эмоций и возможностей.
Потребление как возможность насладиться, добраться до сути вещей и почувствовать момент. В этих нескольких словах — не сжатый до одного предложения пересказ эпикуреизма, но, пожалуй, одно из его проявлений. Древнегреческий философ Эпикур доверял чувствам, знал толк в неспешности, а сквозь века прошел ценителем дружеских встреч и долгих бесед. Его сад в Афинах, где собирались ученики и последователи, был синонимичен сообществу единомышленников. Там всегда находилось время для размышлений, спокойствие соединялось с гармоничностью, а суете и спешке места, напротив, не было. Вдохновившись этим подходом и задумав собственное его воплощение, СберПервый на ярмарке Cosmoscow разбивает свой сад, предлагая разделить друг с другом встречи с современным искусством и ощущения от них, а также поразмышлять о том, как современное потребление (а покупка искусства — одно из его проявлений) может быть синонимично внутреннему росту и развитию общества.
В череде проектов СберПервого эта инициатива оказывается продолжением и еще одним воплощением общей стратегии: соединять бизнес и искусство, показывая многогранность этих сплетений, а вместе с тем новые возможности, которые открывает искусство для бизнеса.
И если в мире с каждым годом можно увидеть все больше удачных примеров такой коммуникации брендов с искусством, то в России СберПервый стал одним из первых премиальных банков, планомерно и постоянно развивающих это направление. Почему это так важно? Односложным ответ не будет. И в этом тоже видится сходство с миром искусства, который находится на территории чувств и ощущений, а еще — постоянного диалога со зрителем. Выстраивать диалог и транслировать смыслы — задача СберПервого, который для их выражения часто обращается к взаимодействию с искусством.
Для того чтобы быть успешным в мире большого бизнеса, уже давно недостаточно лишь только производить достойный по качеству продукт, важно рассказывать о себе и своих ценностях. Умение вести за собой, впечатлять, быть визионером — качество необходимое, ведь именно так, на эмоциональном уровне, все больше людей (привет новым поколениям) принимают решение о том, хотят ли они надеть вещь определенного бренда, какие выбрать мебель, дом, автомобиль или в какой ресторан пойти вечером.
Мария Поденко: «Искусство стимулирует воображение и вдохновляет на новые идеи»
Не идти на компромиссы, не соглашаться на первое предложенное, искать и, как результат, иметь вокруг себя только то, что приносит радость и еще больше вовлекает в процессы, — пожалуй, правило сегодняшнего дня. Компании не могут оставлять его за кадром, но у этого есть и другая причина: сами бизнесы тоже хотят транслировать свои взгляды и выражать себя через процессы и результаты, ведь они не находятся в отрыве от общества, а напрямую связаны с ним. И здесь искусство, позволяющее установить не только и не столько рациональную, сколько эмоциональную связь, вновь выходит на первый план. Коммуникация с аудиторией благодаря искусству происходит одновременно на визуальном, вербальном и эмоциональном уровне, что не может не влиять на ее глубину и основательность. Удовольствие в итоге получают обе стороны — и та, которая выступила инициатором, и та, в которой эта коммуникация отозвалась. И это еще один привет Эпикуру и его единомышленникам.
СберПервый, например, под кураторством арт-консалтингового бюро M’art26 Маши Сергеевой пополняет собственную коллекцию искусства произведениями современных художников, задуманных и воплощенных специально для нее. Клиенты банка знакомятся со все новыми и новыми именами, среди которых и Павел Пепперштейн, и Татьяна Ахметгалиева, и Дмитрий Аске, а знакомства, к слову, часто происходят прямо в мастерских художников, куда отправляются члены Клуба Первых, получая возможность увидеть то, что обычно скрыто: процесс размышлений.
Обсуждения с авторами, кураторами, арт-критиками, взгляд на привычное не под прямым углом, а через оптику искусства, расширение контекстов — все это не может не влиять и на жизнь, и на бизнес. Процессы трансформируются, кабинеты начинают обрастать произведениями, а выбор в пользу новых и нестандартных решений происходит все чаще. Развивая свой собственный культурный и социальный капитал, бизнесы масштабируются, придумывают собственные коллаборации и часто начинают активное взаимодействие друг с другом.
Та самая среда единомышленников, о которой так заботился Эпикур, неизменно оказывается благодатной почвой для дискуссий, обмена опытом и знаниями, а это, в свою очередь, позволяет развиваться и продолжать собственные поиски.
Сад СберПервого на ярмарке Cosmoscow окажется одновременно местом, сообществом и пространством для диалога: о бизнесе и об искусстве, о тратах как высказывании и инструменте познания реальности, о мире и о себе в нем. А в центральной части ярмарки СберПервый представит еще один свой проект — новые дизайны СберКарты, придуманные и воплощенные Артемом Филатовым, художником года по версии Cosmoscow, и нейросетью Kandinsky 2.2.
Один из героев фильмов Алексея Балабанова говорил, что «главное в этой жизни — найти своих». И кажется, что искусство для этого поиска предлагает нам немало новых путей.