Статья
совместный проект
К главной

Слушайте себя: как инвестировать в искусство

main
Может ли современное искусство стать предметом инвестиций, на что ориентироваться и почему важно слушать не только экспертов, но и самого себя. Журналист и консультант по стратегическим коммуникациям в сфере культуры Вероника Кандаурова разбирается в насущном, а галеристы, коллекционеры и кураторы дают конкретные советы.
Когда-то существовало убеждение, что только определенный тип людей обладает знаниями, навыками и интересом, необходимыми для успешного инвестирования в произведения искусства. Слишком долго этот стереотип ограничивал доступ в мир искусства только людям определенного класса, уровня образования и экономического статуса. Сегодня стать коллекционером может практически каждый, но можно ли назвать любую покупку произведения искусства инвестицией — собственной и в перспективе и в развитие рынка?
Алексей Масляев
куратор фонда Cosmoscow
Практика коллекционирования сопротивляется унификации — в том, как вы собираете свою коллекцию, проявляется ваша индивидуальность. Жан Бодрийяр писал в книге «Система вещей», что «на самом деле если вы кого и собираете, то самого себя». Поэтому универсальной формулы, как начать коллекционировать современное искусство, не существует, но есть некие вспомогательные «инструменты», которые позволяют лучше ориентироваться в этом динамичном и разнообразном явлении. В качестве таковых выступают вопросы, направленные на лучшее понимание собственных устремлений и мотиваций. Что вы хотите получить от своей коллекции и самого процесса ее формирования? Почему именно современное искусство привлекает вас больше всего?
Если вы ищете подтверждения своим эстетическим вкусам и зрительским ожиданиям, то современное искусство не для вас, потому что оно сосредоточено на настоящем, которое не поддается упорядочению и привычной категоризации. Современное искусство требует активизации зрительского внимания просто потому, что обращается к еще не описанным вещам. И если вы как раз склонны к свободе интерпретации и вас привлекает возможность непосредственно влиять на культурные процессы, добро пожаловать, современное искусство вас точно не разочарует.
Если вы интересуетесь инвестициями, то наверняка слышали, что, кроме традиционных активов (акций и облигаций), можно инвестировать в активы-трофеи. Инвестиции в искусство остаются выгодными даже тогда, когда в глобальной экономике наступают кризисы и турбулентность. Согласно отчету агентства Knight Frank за 2022 год, глобальный арт-рынок вырос на 29%. Эксперты ожидают, что предметы искусства останутся самым популярным активом среди альтернативных инвестиций еще несколько лет. Существует даже «курс» полотен Ван Гога: он растет быстрее многих ценных бумаг не один десяток лет. По прогнозам, 59% состоятельных людей HNWI (High Net Worth Individual) будут приобретать на арт-рынке. По разным оценкам экспертов, у «хайнетов» в инвестиционных портфелях доля произведений составляет от 10 до 50%. При этом за 10 лет, как показывают исследования, инвестиции в искусство способны приносить до 91%. Согласно статистике, в период с 1985 по 2020 год, когда инфляция была равна или превышала 3,0%, среднегодовой реальный рост цен на послевоенное и современное искусство составлял 23,2%. По данным Art Net, продажи произведений искусства имеют тенденцию увеличиваться во время высокой инфляции, что указывает на более высокий объем рынка и потенциально более высокий рост цен.
Однако инвестиции в искусство отличаются от обычных тем, что их ценность нельзя определить традиционным способом, условно просчитав ожидаемую прибыль.
Произведения искусства — низколиквидный товар, вы не сможете легко продать их, подобно акциям, если не являетесь активным игроком рынка. И здесь встречается первая ошибка начинающих коллекционеров-инвесторов: многие начинают приобретать произведения искусства, рассчитывая получить после их продажи в будущем многократную прибыль. Арт-консультанты советуют иметь «портфель» из десяти-двадцати произведений. В этом случае доходы от продажи одной-двух картин (шансы, что вы продадите их в несколько раз дороже или не дешевле, чем покупали, становятся выше) покроют затраты на коллекцию и даже позволят вам заработать. Но помните: продавать произведения искусства и другие «трофейные» активы стоит не раньше чем через пять-десять-пятнадцать лет после покупки. А чтобы картина подорожала значительно, зачастую должен пройти не один десяток лет. С 2000 года средняя доходность инвестиций в произведения искусства составляет 9% в год. Также стоит учитывать стоимость хранения и страховки вашего искусства.
Николай Дмитриев
PENNLAB Gallery, Москва
Я был бы со словом «инвестировать» максимально аккуратен, потому что для его употребления нужен сформированный рынок современного искусства. Долгое время наш рынок был ориентирован на Запад, и многие коллекционеры старались покупать тех, кто признан там, где рынок искусства существует много лет и на разных уровнях. Нам сейчас особенно важно обращать внимание на российских авторов. Что бы я посоветовал начинающему инвестору? Ходить на ярмарки, где кураторский совет отбирает то, что актуально и не вторично, важно работать с консультантами и эдвайзерами, которые будут подсказывать. И потом уже постепенно покупать то, что нравится.
В целом рынок современного и особенно молодого искусства — это как венчурная инвестиция. Вы можете очень много покупать, а потом не факт, что это сработает. Авторы, в свою очередь, должны понимать, что они будут востребованы. Если в какой-то момент их захватывают бытовые проблемы, то они перестают заниматься искусством (например, из-за того, что им банально не хватает денег), уходят из профессии или в лучшем случае становятся ремесленниками, которые делают то, что диктует им покупатель. Поэтому так важно поддерживать молодых художников — самостоятельно, через галереи и через тех, кто официально занимается продажами. Во многих странах покупатели — профессиональные коллекционеры и просто любители — первым делом поддерживают своих авторов. Хотелось бы, чтобы так было и у нас. И тогда будет больше студенческих выставок, программ в музеях, появятся аукционные дома — и рынок будет расти и развиваться.
Говоря на языке экономики, инвестирование в искусство является способом диверсификации портфеля. При этом искусство обладает низкой корреляцией с другими классами активов — на него практически не влияют ни колебания фондового рынка, ни скачки цен на нефть и другие товары. Кроме получения хорошей доходности, инвестирование в предметы искусства является престижным занятием. Финансовая поддержка художников, музеев, арт-пространств стала новой формой укрепления горизонтальных и вертикальных связей. Коллекционирование помогает формированию наследия. Для нового поколения инвесторов даже с небольшим капиталом особую ценность имеет и импакт-инвестирование: они выбирают поддерживать деньгами то, что способно сделать мир лучше.
Екатерина Ираги
галерея Iragui, Москва
Совет первый: прежде чем вы начнете искать работы для коллекции, определитесь с бюджетом. Это позволит вам решить, что вы можете купить и где. Начните с малого и постепенно увеличивайте свой бюджет по мере того, как вы увеличиваете свою коллекцию, обретаете уверенность и понимание искусства. Рассмотрите свои модели покупок. Правило, которому следует следовать, — это качество, а не количество. И конечно, бюджет не является статическим показателем и будет меняться в будущем.
Совет второй: определитесь с целями. Определение вашей мотивации или целей для покупки искусства окажет огромное влияние на тип коллекции, которую вы в конечном итоге создаете. Хороший подход заключается в том, чтобы покупать то, что вы любите, и то, что приносит вам радость. Вам придется жить с искусством, которое вы покупаете, поэтому лучше инвестировать в то, что будет вдохновлять вас каждый день.
Совет третий: учитесь и исследуйте! Когда вы установили свой бюджет и определили свои цели, надо начать делать «домашнее задание». Чтобы получить приятный опыт коллекционирования произведений искусства, погрузитесь в мир искусства полностью и проведите ваше собственное исследование. Узнайте о различных типах искусства (сейчас их невероятно много), средствах и стилях; читайте о художниках, посещайте музеи и галереи или находите любимые произведения искусства в социальных сетях. Когда вы увидите больше искусства, вы начнете понимать разницу между различными техниками, средами и стилями, используемыми разными художниками. Самое главное, вы натренируете свой ум и глаз, чтобы определить виды искусства, которые вам нравятся и которыми вы наслаждаетесь.
Ярмарки искусства, аукционы и фонды искусства с долевым участием — основные форматы инвестирования в искусство. Результативно присутствовать на рынке арта можно при выполнении разных условий:
  1. Находиться «внутри» такой инвестиции. Как пример — «Череп» Дэмиена Херста был куплен за $100 млн группой инвесторов, в состав которой вошел и сам Дэмиен Херст.
  2. Чувствовать тенденции. Яркие и китчевые работы, актуальные здесь и сейчас, всегда будут привлекать внимание публики, но станут ли вкладом в развитие современного искусства спустя некоторое время?
  3. Учитывать влияние «эпохи диджитализации». Некоторые компании кредитуют клиентов под залог NFT, хотя до этого они кредитовали исключительно под залог физических предметов антиквариата и искусства.
Александр Корытов
JART Gallery, Москва
Инвестировать также нужно и в ленд-арт. Прежде всего девелоперским компаниям, крупным офисам корпораций с прилегающими территориями и частным домовладельцам, которые повышают уровень и комфорт среды на своих публичных площадках и личных пространствах.
Основные риски, которые подстерегают тех, кто только начинает инвестировать (хотя от рисков не застрахованы даже опытные инвесторы):
  • Риск Найти уникальное предложение и купить подделку.
  • Совет Пользуйтесь услугами арт-консалтинга, а также исследуйте самостоятельно. Перед покупкой задайте себе следующие вопросы: включены ли произведения автора в музейные или известные частные коллекции? получал ли он награды или другое признание?
Сара Виниц
коллекционер и арт-консультант
Инвестировать в искусство начинающему нужно осторожно и с удовольствием. Изучать период или интересующую тему, посещать музеи, галереи, арт-ярмарки, анализировать цены. Не бывает дорого или дешево, если ты в курсе рынка, есть соотношение цены и качества. Но купить — это полдела, коллекцией надо грамотно управлять, и этому надо учиться, в том числе обращаясь к специалистам.
  • Риск Купить искусство по завышенной цене или выбрать бесперспективный актив. На арт-рынке существуют свои «голубые фишки», но ценообразование и прогнозирование здесь имеет много нюансов.
  • Совет Думайте о покупке как об инвестициях в недвижимость: дополнительных, но не существенных. Не полагайтесь на инвестиции в искусство для получения стабильного дохода. И не забывайте, что вы будете платить налоги с любой прибыли, поскольку налоговая считает искусство предметом коллекционирования.
Маша Сергеева
арт-консультант и эксперт по взаимодействию искусства и бизнеса, основатель бюро M’art26
В России пока отсутствует вторичный рынок на 98% художников, поэтому важно понимать, что финансовые затраты на искусство вам вернутся не в формате денег, а скорее в формате культурного и социального капитала, который затем легко трансформируется в финансовый. Начинать лучше, как и в любом другом новом деле, с поиска хорошего проводника. Советую обращаться за помощью к арт-консультантам, поскольку мы достаточно беспристрастны, в то время как у каждой галереи есть своя повестка.
Даже в самых непредсказуемых экономических условиях галереи должны следить за иностранными рынками и мировыми трендами. Сегодня и коллекционеры, и галеристы активно рассматривают сотрудничество с такими странами, как Китай, Дубай, Индия, Армения, Турция. Несмотря на перспективы и привлекательность выхода на новые аудитории, существует ряд сложностей, которые требуют оперативного пересмотра стратегии, взаимодействия с художниками, логистики, инвестиций и юридических вопросов.
Игорь Маркин
Музей АРТ4, Москва
В Китай и Индию, равно как и в Африку, я совершенно не верю. Работать нет смысла. За исключением Гонконга, где есть Art Basel. Европейская ярмарка, на которую нам тоже не попасть.
Алексей Горбунов
галерея Х.Л.А.М., Воронеж
Да, я знаю и верю, что азиатский рынок ошеломительно большой. Но лично мне это почему-то неинтересно.
Александр Корытов
JART Gallery, Москва
Ориентальный нарратив очень близок лично мне, особенно в контексте искусства и культуры. Гонконг и Мумбай — братья. Этот вектор культуры и коллекционирования очень интересен и захватывает. Коллекция Андрея и Екатерины Теребениных тому пример.
В Азии традиция проведения больших арт-ярмарок с крупными мировыми участниками сформировали уникальные рынки с инвестициями в искусство и драгоценные камни.
Алина Пинская
Alina Pinsky Gallery, Москва
Думаю, что в этом, несомненно, есть потенциал. Хоть мне и не близки эти культуры.
Екатерина Ираги
галерея Iragui, Москва
Нас приглашали еще лет восемь назад участвовать в India Art Fair. Мы не стали, но я съездила посмотреть. Индийская сцена не такая большая, и на ярмарке правили британские blue chip galleries с работами Гупты, Капура и т. д. Понимаете уровень? Однако я дружу с галереей из Мумбая Project 88. Это одна из немногих международных индийских галерей. У нас была идея сделать совместный проект музейного плана, но пока обстоятельства не позволили.
Николай Дмитриев
PENNLAB Gallery, Москва
Нас приглашали в Китай в этом году, но мы отложили поездку из-за переезда, а в следующем году мы будем участвовать. Индию мы пока не особо знаем, но почему бы и нет. Мы смотрим и на Турцию, и на другие страны. Но искусство, которое мы представляем, очень дорогое с точки зрения продакшена, поэтому нам постоянно приходится задумываться, во сколько нам обойдется участие в ярмарках в других странах.
Элина Сафарова
ES Gallery, Казань
Сейчас интересное время сдвига парадигм, мы видим, как кипит рынок искусства в Китае и Индии. Нам кажется, что искусство, которое мы показываем в галерее, может быть хорошо воспринято там. Поэтому, безусловно, мы будем работать в направлении сотрудничества с этими странами.
Сабина Чагина
САБСТАНЦИЯ, Москва
Мне сложно сказать что-то о других рынках. Я пробовала заниматься продвижением западного уличного искусства в России. Шло тяжело. Были случаи, когда работы известных западных авторов здесь не продавались на аукционах. В индустрии стрит-арта всегда больше был акцент на локальных художниках.
Русское искусство на Западе или на Востоке — это перспектива, растянутая во времени. Это большой путь, связанный прежде всего с продвижением. Галереи сегодня занимаются продажей произведений искусства, а здесь нужна комплексная работа.
Вера Глазкова
галерея Арка, Владивосток
Я смотрю на работу с рынками Китая и Индии позитивно и с надеждой. Взаимодействие с художественными институциями, участие в крупных событиях в области искусства этих стран очень актуальны сегодня как для галерей, так и для художников — и могут содействовать развитию инфраструктуры арт-рынка в России. В контексте становления взаимовыгодных отношений в области искусства с Китаем и Индией Владивосток, благодаря геополитическому статусу, может сыграть важную роль и стать площадкой для организации и проведения международных форумов в области искусства.
Ольга Профатило
MYTH Gallery, Санкт-Петербург
Рынки мне кажутся интересными, и я вижу в них гигантский потенциал. Мы строили стратегию галереи с ориентацией на европейский рынок, сейчас сложно быстро переориентироваться, потому что эти культуры нам мало известны и выход на новый контекст требует определенного знания и образования. Мы работаем в этом направлении, но я думаю, что это займет какое-то время. Если забегать чуть вперед, я открою вам маленький секрет: мы уже готовим проект с индийским искусством.
Ставя четкие цели, проявляя профессиональное любопытство, проводя исследования и обращаясь за помощью к профессионалам, вы будете на верном пути к приобретению желаемого произведения искусства, увеличивая ценность своего имущества и наследия для будущих поколений. Возможно, инвестирование в искусство немного сложнее и дольше, чем покупка индексных фондов, но от этого не менее увлекательно.
Книги на тему
Настольная книга коллекционера. Руководство по управлению и содержанию арт-коллекций. Мэри Розелл, 2022 (0+)
Выбор Маргариты Пушкиной, основателя ярмарки Cosmoscow
Это систематизированные рекомендации профессионального арт-консультанта и арт-юриста Мэри Розелл. Она рассматривает основные аспекты современного арт-бизнеса: от основ создания коллекции до нюансов налогообложения, страхования и консервации — и рассказывает, как правильно экспонировать коллекции и как расстаться с ними, когда придет время.
Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит, 2015
Выбор Алексея Масляева, куратора фонда Cosmoscow, и Алины Пинской, Alina Pinsky Gallery (Москва)
Самый глубокий анализ искусства современной эпохи и описание в хронологическом порядке основных этапов и событий в искусстве последних полутора веков, подготовленное лучшими умами теории и истории искусства. «Искусство после 1900 года» — «диалогическая» книга в том смысле, который придал этому термину Михаил Бахтин: каждое высказывание мыслится как ответ другим авторам.
Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента. Анна Арутюнова, 2015
Выбор Алексея Масляева, куратора фонда Cosmoscow
Фантастическая работа Анны Арутюновой — увлекательное, интеллектуальное и содержательное исследование арт-рынка в его нынешних кондициях со всеми его противоречиями.
Пять лекций о кураторстве. Виктор Мизиано, 2015 (14+)
Выбор Виктора Мизиано, куратора образовательной программы Cosmoscow
Это первый опыт обобщения практики русскоязычного куратора и уникальная возможность для российского читателя познакомиться с историей кураторства и выставок, а также с примерами из профессиональной биографии автора. Одно из лучших изданий на русском языке о кураторстве.
Цена искусства. Жюдит Бенаму-Юэ, 2008
Выбор Екатерины Ираги, галерея Iragui (Москва)
Жюдит Бенаму-Юэ увлекательно анализирует факторы и забавные казусы, которые влияют на неразрывный союз искусства и денег.
Искусство и город. Игорь Поносов, 2016-2023
Выбор Сабины Чагиной, САБСТАНЦИЯ (Москва)
Книга описывает основные направления и тенденции развития уличного искусства с начала XX века до настоящего времени. Издание, увидевшее свет в 2016 году, стало первой книгой на русском языке, претендующей на полный анализ глобального феномена уличного искусства, который включает в мировой контекст и ситуацию в России.
Энциклопедия российского уличного искусства. Марта Пакните и др., 2019
Выбор Сабины Чагиной, САБСТАНЦИЯ (Москва)
Это первое фундаментальное издание о российском уличном искусстве в русскоязычном поле, где впервые объединены биографические статьи об уличных художниках, авторская хронология уличного искусства и глоссарий основных терминов, относящихся к граффити и стрит-арту. Внутри три десятилетия и 187 статей о российских художниках с бэкграундом в граффити и уличном искусстве.
Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продает. Филип Хук, 2021
Выбор Элины Сафаровой, ES Gallery (Казань)
История искусства от Филипа Хука — британского искусствоведа, автора знаменитого «Завтрака у Sotheby’s» и многолетнего эксперта лондонского филиала этого аукционного дома — это история о том, как изобретательность, одержимость, амбиции и авантюризм связаны с любовью к искусству.
Эксгибиционист. Германский роман. Павел Пепперштейн, 2020 (18+)
Выбор Алексея Горбунова, галерея Х.Л.А.М. (Воронеж)
Все, что описано в этой книге, является следствием неконтролируемой деятельности сознания. Соответственно, все персонажи и события, которые вы встретите на этих страницах, вымышлены, а все совпадения с реальными персонажами и событиями либо случайны, либо представляют собой отзвуки литературной игры, чьи правила утеряны, а результаты неизвестны". Пожалуй, лучшее описание мемуаров Павла Пепперштейна. 45 глав, выстроенных в хронологическом порядке, с репродукциями живописных работ автора, а также редкими фотографиями из его личного архива.
Лексикон русской фотографии XX-XXI веков. Ирина Чмырева, 2022
Выбор Николая Дмитриева, PENNLAB Gallery (Москва)
В книге собраны статьи, критические эссе и рецензии на книги фотографов и художников, работавших с фотографией в России последние 100 лет — «от появления новых направлений в фотографии начала ХХ века до феномена фотографии «оттепели» до «перестройки» и наших современников. Тираж бумажного издания — всего 300 экземпляров, так что книга уже стала библиографической редкостью в наше время.
Владислав Мамышев‑Монро в воспоминаниях современников. Под ред. Елизаветы Березовской, 2013 (18+)
Выбор Вероники Кандауровой, журналиста, консультанта по стратегическим коммуникациям в сфере культуры
Пожалуй, самое искреннее издание о жизни и творчестве Владислава Мамышева-Монро, которое дает представление о целой эпохе современного искусства в России. В книгу вошли тексты 79 мемуаристов, друзей, галеристов, знакомых художника. Сборник проиллюстрирован архивными фотографиями и документами, многие из которых были опубликованы впервые.
Книги на английском языке
Give Me the Now. An Autobiography. Rudolf Zwirner, 2021
Выбор Ольги Профатило, MYTH Gallery (Санкт-Петербург)
Автобиография великого арт-дилера Рудольфа Цвирнера, отца уважаемого галериста Дэвида Цвирнера. В своей книге Цвирнер раскрывает истории художников, своей галереи и своего самого важного коллекционера Петера Людвига, чья коллекция составляет краеугольный камень Музея Людвига в Кёльне.
The Art of Buying Art. How to evaluate and buy art like a professional collector. Alan S. Bamberger, 2019
Выбор Екатерины Ираги, галерея Iragui (Москва)
Алан Бамбергер — оценщик-самоучка из Сан-Франциско и бывший продавец редких книг, специализирующийся на изданиях по изобразительному и декоративному искусству. Его книга — истории о том, как исследовать, оценивать и покупать произведения искусства, — для всех, кто хочет начать коллекционировать. Никаких предварительных знаний в области искусства или арт-бизнеса не требуется.
Understanding Art Markets. Inside the world of art and business. Iain Robertson, 2015
Выбор Екатерины Ираги, галерея Iragui (Москва)
Книга руководителя отдела исследований арт-бизнеса в Институте искусств Sotheby’s — это сборник лучших практик и советов по мотивам его прошлых учебников «Понимание международных рынков искусства» и «Арт-бизнес».
The Auctioneer: Adventures in the Art Trade. Simon de Pury, 2016
Выбор Алины Пинской, Alina Pinsky Gallery (Москва)
Это не автобиография Симона, а скорее его записная книжка с изобилием контактов. Подробно излагая жизнеописание своих ключевых клиентов и партнеров, Симон де Пюри делает грамотный PR-ход в двух направлениях: показывает молодому коллекционеру круг общения аукциониста и одновременно благодарит участников своего круга. Глава «Аукционные войны» посвящена упорной борьбе Sotheby’s cо своим конкурентом... Parke-Bernet, который в итоге сдался и стал частью Sotheby’s.
A Passion for Art: Interviews by Christophe Mory. Ernst Beyeler, 2011
Выбор Алины Пинской, Alina Pinsky Gallery (Москва)
Книга «Страсть к искусству» рассказывает необычайно личную историю Бейелера через интервью с Кристофом Мори. Бейелер описывает эволюцию своей карьеры и встречи с такими художниками, как Пикассо, Альберто Джакометти и Фрэнсис Бэкон. Предлагая глубокий взгляд на торговлю современным искусством и представляя интимный портрет самого Бейелера, «Страсть к искусству» предлагает новый и своеобразный взгляд на послевоенный европейский мир искусства.
For Art’s Sake: Inside the Homes of Art Dealers. Tiqui Atencio Demirdjian, 2020
Выбор Вероники Кандауровой, журналиста, консультанта по стратегическим коммуникациям в сфере культуры
Автор книги Тики Атенсио-Демирджян, уроженка Венесуэлы, коллекционер из Монако, знаток современного искусства и дизайна, председатель международного совета директоров Фонда Гуггенхайма, побывала в домах самых влиятельных галеристов мира. На 400 страницах, благодаря фотографу Жану-Франсуа Жоссо, представлены 24 объекта: от дома Дэвида Цвирнера на Манхэттене до замка XII века Акселя Вервордта на 62 акрах земли в окрестностях Антверпена.