Статья
совместный проект
К главной

Слушайте себя: как инвестировать в искусство

main
Может ли современное искусство стать предметом инвестиций, на что ориентироваться и почему важно слушать не только экспертов, но и самого себя. Журналист и консультант по стратегическим коммуникациям в сфере культуры Вероника Кандаурова разбирается в насущном, а галеристы, коллекционеры и кураторы дают конкретные советы
Когда-то существовало убеждение, что только определенный тип людей обладает знаниями, навыками и интересом, необходимыми для успешного инвестирования в произведения искусства. Слишком долго этот стереотип ограничивал доступ в мир искусства только людям определенного класса, уровня образования и экономического статуса. Сегодня стать коллекционером может практически каждый, но можно ли назвать любую покупку произведения искусства инвестицией — собственной и в перспективе и в развитие рынка?
Алексей Масляев
куратор фонда Cosmoscow
Практика коллекционирования сопротивляется унификации — в том, как вы собираете свою коллекцию, проявляется ваша индивидуальность. Жан Бодрийяр писал в книге «Система вещей», что «на самом деле если вы кого и собираете, то самого себя». Поэтому универсальной формулы, как начать коллекционировать современное искусство, не существует, но есть некие вспомогательные «инструменты», которые позволяют лучше ориентироваться в этом динамичном и разнообразном явлении. В качестве таковых выступают вопросы, направленные на лучшее понимание собственных устремлений и мотиваций. Что вы хотите получить от своей коллекции и самого процесса ее формирования? Почему именно современное искусство привлекает вас больше всего?
Если вы ищете подтверждения своим эстетическим вкусам и зрительским ожиданиям, то современное искусство не для вас, потому что оно сосредоточено на настоящем, которое не поддается упорядочению и привычной категоризации. Современное искусство требует активизации зрительского внимания просто потому, что обращается к еще не описанным вещам. И если вы как раз склонны к свободе интерпретации и вас привлекает возможность непосредственно влиять на культурные процессы, добро пожаловать, современное искусство вас точно не разочарует.
Если вы интересуетесь инвестициями, то наверняка слышали, что, кроме традиционных активов (акций и облигаций), можно инвестировать в активы-трофеи. Инвестиции в искусство остаются выгодными даже тогда, когда в глобальной экономике наступают кризисы и турбулентность. Согласно отчету агентства Knight Frank за 2022 год, глобальный арт-рынок вырос на 29%. Эксперты ожидают, что предметы искусства останутся самым популярным активом среди альтернативных инвестиций еще несколько лет. Существует даже «курс» полотен Ван Гога: он растет быстрее многих ценных бумаг не один десяток лет. По прогнозам, 59% состоятельных людей HNWI (High Net Worth Individual) будут приобретать на арт-рынке. По разным оценкам экспертов, у «хайнетов» в инвестиционных портфелях доля произведений составляет от 10 до 50%. При этом за 10 лет, как показывают исследования, инвестиции в искусство способны приносить до 91%. Согласно статистике, в период с 1985 по 2020 год, когда инфляция была равна или превышала 3,0%, среднегодовой реальный рост цен на послевоенное и современное искусство составлял 23,2%. По данным Art Net, продажи произведений искусства имеют тенденцию увеличиваться во время высокой инфляции, что указывает на более высокий объем рынка и потенциально более высокий рост цен.
Однако инвестиции в искусство отличаются от обычных тем, что их ценность нельзя определить традиционным способом, условно просчитав ожидаемую прибыль.
Произведения искусства — низколиквидный товар, вы не сможете легко продать их, подобно акциям, если не являетесь активным игроком рынка. И здесь встречается первая ошибка начинающих коллекционеров-инвесторов: многие начинают приобретать произведения искусства, рассчитывая получить после их продажи в будущем многократную прибыль. Арт-консультанты советуют иметь «портфель» из десяти-двадцати произведений. В этом случае доходы от продажи одной-двух картин (шансы, что вы продадите их в несколько раз дороже или не дешевле, чем покупали, становятся выше) покроют затраты на коллекцию и даже позволят вам заработать. Но помните: продавать произведения искусства и другие «трофейные» активы стоит не раньше чем через пять-десять-пятнадцать лет после покупки. А чтобы картина подорожала значительно, зачастую должен пройти не один десяток лет. С 2000 года средняя доходность инвестиций в произведения искусства составляет 9% в год. Также стоит учитывать стоимость хранения и страховки вашего искусства.
Николай Дмитриев
PENNLAB Gallery, Москва
Я был бы со словом «инвестировать» максимально аккуратен, потому что для его употребления нужен сформированный рынок современного искусства. Долгое время наш рынок был ориентирован на Запад, и многие коллекционеры старались покупать тех, кто признан там, где рынок искусства существует много лет и на разных уровнях. Нам сейчас особенно важно обращать внимание на российских авторов. Что бы я посоветовал начинающему инвестору? Ходить на ярмарки, где кураторский совет отбирает то, что актуально и не вторично, важно работать с консультантами и эдвайзерами, которые будут подсказывать. И потом уже постепенно покупать то, что нравится.
В целом рынок современного и особенно молодого искусства — это как венчурная инвестиция. Вы можете очень много покупать, а потом не факт, что это сработает. Авторы, в свою очередь, должны понимать, что они будут востребованы. Если в какой-то момент их захватывают бытовые проблемы, то они перестают заниматься искусством (например, из-за того, что им банально не хватает денег), уходят из профессии или в лучшем случае становятся ремесленниками, которые делают то, что диктует им покупатель. Поэтому так важно поддерживать молодых художников — самостоятельно, через галереи и через тех, кто официально занимается продажами. Во многих странах покупатели — профессиональные коллекционеры и просто любители — первым делом поддерживают своих авторов. Хотелось бы, чтобы так было и у нас. И тогда будет больше студенческих выставок, программ в музеях, появятся аукционные дома — и рынок будет расти и развиваться.
Говоря на языке экономики, инвестирование в искусство является способом диверсификации портфеля. При этом искусство обладает низкой корреляцией с другими классами активов — на него практически не влияют ни колебания фондового рынка, ни скачки цен на нефть и другие товары. Кроме получения хорошей доходности, инвестирование в предметы искусства является престижным занятием. Финансовая поддержка художников, музеев, арт-пространств стала новой формой укрепления горизонтальных и вертикальных связей. Коллекционирование помогает формированию наследия. Для нового поколения инвесторов даже с небольшим капиталом особую ценность имеет и импакт-инвестирование: они выбирают поддерживать деньгами то, что способно сделать мир лучше.
Екатерина Ираги
галерея Iragui, Москва
Совет первый: прежде чем вы начнете искать работы для коллекции, определитесь с бюджетом. Это позволит вам решить, что вы можете купить и где. Начните с малого и постепенно увеличивайте свой бюджет по мере того, как вы увеличиваете свою коллекцию, обретаете уверенность и понимание искусства. Рассмотрите свои модели покупок. Правило, которому следует следовать, — это качество, а не количество. И конечно, бюджет не является статическим показателем и будет меняться в будущем.
Совет второй: определитесь с целями. Определение вашей мотивации или целей для покупки искусства окажет огромное влияние на тип коллекции, которую вы в конечном итоге создаете. Хороший подход заключается в том, чтобы покупать то, что вы любите, и то, что приносит вам радость. Вам придется жить с искусством, которое вы покупаете, поэтому лучше инвестировать в то, что будет вдохновлять вас каждый день.
Совет третий: учитесь и исследуйте! Когда вы установили свой бюджет и определили свои цели, надо начать делать «домашнее задание». Чтобы получить приятный опыт коллекционирования произведений искусства, погрузитесь в мир искусства полностью и проведите ваше собственное исследование. Узнайте о различных типах искусства (сейчас их невероятно много), средствах и стилях; читайте о художниках, посещайте музеи и галереи или находите любимые произведения искусства в социальных сетях. Когда вы увидите больше искусства, вы начнете понимать разницу между различными техниками, средами и стилями, используемыми разными художниками. Самое главное, вы натренируете свой ум и глаз, чтобы определить виды искусства, которые вам нравятся и которыми вы наслаждаетесь.
Ярмарки искусства, аукционы и фонды искусства с долевым участием — основные форматы инвестирования в искусство. Результативно присутствовать на рынке арта можно при выполнении разных условий:
  1. Находиться «внутри» такой инвестиции. Как пример — «Череп» Дэмиена Херста был куплен за $100 млн группой инвесторов, в состав которой вошел и сам Дэмиен Херст.
  2. Чувствовать тенденции. Яркие и китчевые работы, актуальные здесь и сейчас, всегда будут привлекать внимание публики, но станут ли вкладом в развитие современного искусства спустя некоторое время?
  3. Учитывать влияние «эпохи диджитализации». Некоторые компании кредитуют клиентов под залог NFT, хотя до этого они кредитовали исключительно под залог физических предметов антиквариата и искусства.
Александр Корытов
JART Gallery, Москва
Инвестировать также нужно и в ленд-арт. Прежде всего девелоперским компаниям, крупным офисам корпораций с прилегающими территориями и частным домовладельцам, которые повышают уровень и комфорт среды на своих публичных площадках и личных пространствах.
Основные риски, которые подстерегают тех, кто только начинает инвестировать (хотя от рисков не застрахованы даже опытные инвесторы):
  • Риск Найти уникальное предложение и купить подделку.
  • Совет Пользуйтесь услугами арт-консалтинга, а также исследуйте самостоятельно. Перед покупкой задайте себе следующие вопросы: включены ли произведения автора в музейные или известные частные коллекции? получал ли он награды или другое признание?
Сара Виниц
коллекционер и арт-консультант
Инвестировать в искусство начинающему нужно осторожно и с удовольствием. Изучать период или интересующую тему, посещать музеи, галереи, арт-ярмарки, анализировать цены. Не бывает дорого или дешево, если ты в курсе рынка, есть соотношение цены и качества. Но купить — это полдела, коллекцией надо грамотно управлять, и этому надо учиться, в том числе обращаясь к специалистам.
  • Риск Купить искусство по завышенной цене или выбрать бесперспективный актив. На арт-рынке существуют свои «голубые фишки», но ценообразование и прогнозирование здесь имеет много нюансов.
  • Совет Думайте о покупке как об инвестициях в недвижимость: дополнительных, но не существенных. Не полагайтесь на инвестиции в искусство для получения стабильного дохода. И не забывайте, что вы будете платить налоги с любой прибыли, поскольку налоговая считает искусство предметом коллекционирования.
Сара Виниц
коллекционер и арт-консультант
При покупке работы имеет значение не только автор — любые знания о контексте создания произведения помогут вам осознать его актуальность. Следует поинтересоваться серией, в рамках которой оно было создано, узнать, где было/будет показано, чему посвящено.
Если речь идет о покупке работы совсем начинающего художника, следует обратить внимание на то, наблюдается ли уже последовательность его почерка.
Есть заблуждение, что работы состоявшихся художников стоят слишком дорого для начинающего коллекционера, это не так. Всегда можно найти маленький холст, графику, работу, выпущенную ограниченным тиражом. Художники нередко оставляют автограф с небольшим эскизом (в придачу для особенно понравившихся людей) и даже он, облаченный в раму, становится самостоятельным произведением искусства. При покупке позаботьтесь проверить наличие провенанса.
  • Риск Не учесть юридические сложности, логистику и транспортировку, условия правильного хранения и страхования.
  • Совет Если вы сразу после покупки хотите демонстрировать приобретенное произведение искусства, вам необходимо убедиться, что оно сохраняет свое первоначальное качество. Искусство должно качественно храниться. Просчитайте сразу расходы на страховку и цену сертификата подлинности.
Маша Сергеева
арт-консультант и эксперт по взаимодействию искусства и бизнеса, основатель бюро M’art26
В России пока отсутствует вторичный рынок на 98% художников, поэтому важно понимать, что финансовые затраты на искусство вам вернутся не в формате денег, а скорее в формате культурного и социального капитала, который затем легко трансформируется в финансовый. Начинать лучше, как и в любом другом новом деле, с поиска хорошего проводника. Советую обращаться за помощью к арт-консультантам, поскольку мы достаточно беспристрастны, в то время как у каждой галереи есть своя повестка.
Даже в самых непредсказуемых экономических условиях галереи должны следить за иностранными рынками и мировыми трендами. Сегодня и коллекционеры, и галеристы активно рассматривают сотрудничество с такими странами, как Китай, Дубай, Индия, Армения, Турция. Несмотря на перспективы и привлекательность выхода на новые аудитории, существует ряд сложностей, которые требуют оперативного пересмотра стратегии, взаимодействия с художниками, логистики, инвестиций и юридических вопросов.
Игорь Маркин
Музей АРТ4, Москва
В Китай и Индию, равно как и в Африку, я совершенно не верю. Работать нет смысла. За исключением Гонконга, где есть Art Basel. Европейская ярмарка, на которую нам тоже не попасть.
Алексей Горбунов
галерея Х.Л.А.М., Воронеж
Да, я знаю и верю, что азиатский рынок ошеломительно большой. Но лично мне это почему-то неинтересно.
Александр Корытов
JART Gallery, Москва
Ориентальный нарратив очень близок лично мне, особенно в контексте искусства и культуры. Гонконг и Мумбай — братья. Этот вектор культуры и коллекционирования очень интересен и захватывает. Коллекция Андрея и Екатерины Теребениных тому пример.
В Азии традиция проведения больших арт-ярмарок с крупными мировыми участниками сформировали уникальные рынки с инвестициями в искусство и драгоценные камни.
Алина Пинская
Alina Pinsky Gallery, Москва
Думаю, что в этом, несомненно, есть потенциал. Хоть мне и не близки эти культуры.
Екатерина Ираги
галерея Iragui, Москва
Нас приглашали еще лет восемь назад участвовать в India Art Fair. Мы не стали, но я съездила посмотреть. Индийская сцена не такая большая, и на ярмарке правили британские blue chip galleries с работами Гупты, Капура и т. д. Понимаете уровень? Однако я дружу с галереей из Мумбая Project 88. Это одна из немногих международных индийских галерей. У нас была идея сделать совместный проект музейного плана, но пока обстоятельства не позволили.
Николай Дмитриев
PENNLAB Gallery, Москва
Нас приглашали в Китай в этом году, но мы отложили поездку из-за переезда, а в следующем году мы будем участвовать. Индию мы пока не особо знаем, но почему бы и нет. Мы смотрим и на Турцию, и на другие страны. Но искусство, которое мы представляем, очень дорогое с точки зрения продакшена, поэтому нам постоянно приходится задумываться, во сколько нам обойдется участие в ярмарках в других странах.
Элина Сафарова
ES Gallery, Казань
Сейчас интересное время сдвига парадигм, мы видим, как кипит рынок искусства в Китае и Индии. Нам кажется, что искусство, которое мы показываем в галерее, может быть хорошо воспринято там. Поэтому, безусловно, мы будем работать в направлении сотрудничества с этими странами.
Сабина Чагина
САБСТАНЦИЯ, Москва
Мне сложно сказать что-то о других рынках. Я пробовала заниматься продвижением западного уличного искусства в России. Шло тяжело. Были случаи, когда работы известных западных авторов здесь не продавались на аукционах. В индустрии стрит-арта всегда больше был акцент на локальных художниках.
Русское искусство на Западе или на Востоке — это перспектива, растянутая во времени. Это большой путь, связанный прежде всего с продвижением. Галереи сегодня занимаются продажей произведений искусства, а здесь нужна комплексная работа.
Вера Глазкова
галерея Арка, Владивосток
Я смотрю на работу с рынками Китая и Индии позитивно и с надеждой. Взаимодействие с художественными институциями, участие в крупных событиях в области искусства этих стран очень актуальны сегодня как для галерей, так и для художников — и могут содействовать развитию инфраструктуры арт-рынка в России. В контексте становления взаимовыгодных отношений в области искусства с Китаем и Индией Владивосток, благодаря геополитическому статусу, может сыграть важную роль и стать площадкой для организации и проведения международных форумов в области искусства.
Ольга Профатило
MYTH Gallery, Санкт-Петербург
Рынки мне кажутся интересными, и я вижу в них гигантский потенциал. Мы строили стратегию галереи с ориентацией на европейский рынок, сейчас сложно быстро переориентироваться, потому что эти культуры нам мало известны и выход на новый контекст требует определенного знания и образования. Мы работаем в этом направлении, но я думаю, что это займет какое-то время. Если забегать чуть вперед, я открою вам маленький секрет: мы уже готовим проект с индийским искусством.
Ставя четкие цели, проявляя профессиональное любопытство, проводя исследования и обращаясь за помощью к профессионалам, вы будете на верном пути к приобретению желаемого произведения искусства, увеличивая ценность своего имущества и наследия для будущих поколений. Возможно, инвестирование в искусство немного сложнее и дольше, чем покупка индексных фондов, но от этого не менее увлекательно.
Книги на тему
Настольная книга коллекционера. Руководство по управлению и содержанию арт-коллекций. Мэри Розелл, 2022 (0+)
Выбор Маргариты Пушкиной, основателя ярмарки Cosmoscow
Это систематизированные рекомендации профессионального арт-консультанта и арт-юриста Мэри Розелл. Она рассматривает основные аспекты современного арт-бизнеса: от основ создания коллекции до нюансов налогообложения, страхования и консервации — и рассказывает, как правильно экспонировать коллекции и как расстаться с ними, когда придет время.
Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит, 2015
Выбор Алексея Масляева, куратора фонда Cosmoscow, и Алины Пинской, Alina Pinsky Gallery (Москва)
Самый глубокий анализ искусства современной эпохи и описание в хронологическом порядке основных этапов и событий в искусстве последних полутора веков, подготовленное лучшими умами теории и истории искусства. «Искусство после 1900 года» — «диалогическая» книга в том смысле, который придал этому термину Михаил Бахтин: каждое высказывание мыслится как ответ другим авторам.
Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента. Анна Арутюнова, 2015
Выбор Алексея Масляева, куратора фонда Cosmoscow
Фантастическая работа Анны Арутюновой — увлекательное, интеллектуальное и содержательное исследование арт-рынка в его нынешних кондициях со всеми его противоречиями.
Пять лекций о кураторстве. Виктор Мизиано, 2015 (14+)
Выбор Виктора Мизиано, куратора образовательной программы Cosmoscow
Это первый опыт обобщения практики русскоязычного куратора и уникальная возможность для российского читателя познакомиться с историей кураторства и выставок, а также с примерами из профессиональной биографии автора. Одно из лучших изданий на русском языке о кураторстве.
Цена искусства. Жюдит Бенаму-Юэ, 2008
Выбор Екатерины Ираги, галерея Iragui (Москва)
Жюдит Бенаму-Юэ увлекательно анализирует факторы и забавные казусы, которые влияют на неразрывный союз искусства и денег.
Искусство и город. Игорь Поносов, 2016-2023
Выбор Сабины Чагиной, САБСТАНЦИЯ (Москва)
Книга описывает основные направления и тенденции развития уличного искусства с начала XX века до настоящего времени. Издание, увидевшее свет в 2016 году, стало первой книгой на русском языке, претендующей на полный анализ глобального феномена уличного искусства, который включает в мировой контекст и ситуацию в России.
Энциклопедия российского уличного искусства. Марта Пакните и др., 2019
Выбор Сабины Чагиной, САБСТАНЦИЯ (Москва)
Это первое фундаментальное издание о российском уличном искусстве в русскоязычном поле, где впервые объединены биографические статьи об уличных художниках, авторская хронология уличного искусства и глоссарий основных терминов, относящихся к граффити и стрит-арту. Внутри три десятилетия и 187 статей о российских художниках с бэкграундом в граффити и уличном искусстве.
Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продает. Филип Хук, 2021
Выбор Элины Сафаровой, ES Gallery (Казань)
История искусства от Филипа Хука — британского искусствоведа, автора знаменитого «Завтрака у Sotheby’s» и многолетнего эксперта лондонского филиала этого аукционного дома — это история о том, как изобретательность, одержимость, амбиции и авантюризм связаны с любовью к искусству.
Эксгибиционист. Германский роман. Павел Пепперштейн, 2020 (18+)
Выбор Алексея Горбунова, галерея Х.Л.А.М. (Воронеж)
Все, что описано в этой книге, является следствием неконтролируемой деятельности сознания. Соответственно, все персонажи и события, которые вы встретите на этих страницах, вымышлены, а все совпадения с реальными персонажами и событиями либо случайны, либо представляют собой отзвуки литературной игры, чьи правила утеряны, а результаты неизвестны". Пожалуй, лучшее описание мемуаров Павла Пепперштейна. 45 глав, выстроенных в хронологическом порядке, с репродукциями живописных работ автора, а также редкими фотографиями из его личного архива.
Лексикон русской фотографии XX-XXI веков. Ирина Чмырева, 2022
Выбор Николая Дмитриева, PENNLAB Gallery (Москва)
В книге собраны статьи, критические эссе и рецензии на книги фотографов и художников, работавших с фотографией в России последние 100 лет — «от появления новых направлений в фотографии начала ХХ века до феномена фотографии «оттепели» до «перестройки» и наших современников. Тираж бумажного издания — всего 300 экземпляров, так что книга уже стала библиографической редкостью в наше время.
Владислав Мамышев‑Монро в воспоминаниях современников. Под ред. Елизаветы Березовской, 2013 (18+)
Выбор Вероники Кандауровой, журналиста, консультанта по стратегическим коммуникациям в сфере культуры
Пожалуй, самое искреннее издание о жизни и творчестве Владислава Мамышева-Монро, которое дает представление о целой эпохе современного искусства в России. В книгу вошли тексты 79 мемуаристов, друзей, галеристов, знакомых художника. Сборник проиллюстрирован архивными фотографиями и документами, многие из которых были опубликованы впервые.
Книги на английском языке
Give Me the Now. An Autobiography. Rudolf Zwirner, 2021
Выбор Ольги Профатило, MYTH Gallery (Санкт-Петербург)
Автобиография великого арт-дилера Рудольфа Цвирнера, отца уважаемого галериста Дэвида Цвирнера. В своей книге Цвирнер раскрывает истории художников, своей галереи и своего самого важного коллекционера Петера Людвига, чья коллекция составляет краеугольный камень Музея Людвига в Кёльне.
The Art of Buying Art. How to evaluate and buy art like a professional collector. Alan S. Bamberger, 2019
Выбор Екатерины Ираги, галерея Iragui (Москва)
Алан Бамбергер — оценщик-самоучка из Сан-Франциско и бывший продавец редких книг, специализирующийся на изданиях по изобразительному и декоративному искусству. Его книга — истории о том, как исследовать, оценивать и покупать произведения искусства, — для всех, кто хочет начать коллекционировать. Никаких предварительных знаний в области искусства или арт-бизнеса не требуется.
Understanding Art Markets. Inside the world of art and business. Iain Robertson, 2015
Выбор Екатерины Ираги, галерея Iragui (Москва)
Книга руководителя отдела исследований арт-бизнеса в Институте искусств Sotheby’s — это сборник лучших практик и советов по мотивам его прошлых учебников «Понимание международных рынков искусства» и «Арт-бизнес».
The Auctioneer: Adventures in the Art Trade. Simon de Pury, 2016
Выбор Алины Пинской, Alina Pinsky Gallery (Москва)
Это не автобиография Симона, а скорее его записная книжка с изобилием контактов. Подробно излагая жизнеописание своих ключевых клиентов и партнеров, Симон де Пюри делает грамотный PR-ход в двух направлениях: показывает молодому коллекционеру круг общения аукциониста и одновременно благодарит участников своего круга. Глава «Аукционные войны» посвящена упорной борьбе Sotheby’s cо своим конкурентом... Parke-Bernet, который в итоге сдался и стал частью Sotheby’s.
A Passion for Art: Interviews by Christophe Mory. Ernst Beyeler, 2011
Выбор Алины Пинской, Alina Pinsky Gallery (Москва)
Книга «Страсть к искусству» рассказывает необычайно личную историю Бейелера через интервью с Кристофом Мори. Бейелер описывает эволюцию своей карьеры и встречи с такими художниками, как Пикассо, Альберто Джакометти и Фрэнсис Бэкон. Предлагая глубокий взгляд на торговлю современным искусством и представляя интимный портрет самого Бейелера, «Страсть к искусству» предлагает новый и своеобразный взгляд на послевоенный европейский мир искусства.
For Art’s Sake: Inside the Homes of Art Dealers. Tiqui Atencio Demirdjian, 2020
Выбор Вероники Кандауровой, журналиста, консультанта по стратегическим коммуникациям в сфере культуры
Автор книги Тики Атенсио-Демирджян, уроженка Венесуэлы, коллекционер из Монако, знаток современного искусства и дизайна, председатель международного совета директоров Фонда Гуггенхайма, побывала в домах самых влиятельных галеристов мира. На 400 страницах, благодаря фотографу Жану-Франсуа Жоссо, представлены 24 объекта: от дома Дэвида Цвирнера на Манхэттене до замка XII века Акселя Вервордта на 62 акрах земли в окрестностях Антверпена.