На ярмарке современного искусства Cosmoscow прошла дискуссия о бизнесе и искусстве, их сопричастности и вовлеченности. Публикуем главные тезисы, из которых можно узнать о новых и ключевых проектах, а также погрузиться в историю искусства в кратком пересказе директора Пушкинского музея.
Краткая история арт-коллабораций: от Людовика XV до наших дней
Елизавета Лихачева
директор ГМИИ им. Пушкина
Мир, в котором мы сейчас живем, — это мир, созданный художниками. В нашу эпоху реклама и визуальный образ побеждают все остальное. В середине 1920-х парижские сюрреалисты придумали новый способ рекламировать продукт. Если до этого качество было главной конкурентной чертой товара, то сто лет назад все изменилось: художники стали работать над его запоминающимся образом. Эта стратегия работает и до сих пор: при покупке той или иной вещи покупатель может совершенно ничего не знать о ее характеристиках, но поддаться очарованию образа, который до того он видел повсюду. Так что мир, где правят эти законы рынка, подарили нам художники.
Те, кто говорит, что коллаборация бизнеса и искусства началась 50 лет назад, плохо представляют историю искусств и человечества за последние минимум 500 лет. На самом деле мало кто помнит даже такой интересный факт, что упаковку Chupa Chups придумал Сальвадор Дали. Примеров таких коллабораций немало, и среди них есть проекты разного масштаба — например, размером с королевский парк. Людовик XV запомнился масштабом своей личности и величием человека, создавшего Версаль, — а что в делах военных он был не так успешен, многие и позабыли.
Почему так происходит? Образ всегда сильнее любого слова: 90% информации в окружающем нас мире человек получает через зрение. Поэтому художники всегда обслуживали, работали или отрабатывали практические программы, часто связанные с деньгами их покровителей: профессия придворного художника существует примерно с того момента, когда появляется понятие власть. Король, обладавший хорошим вкусом, традиционно нанимал условного Веласкеса. В XX веке отношения художника с власть имущими стали более циничными — появление той рекламы, о которой я сказала, обусловило участие искусства и художников уже непосредственно в бизнес-процессах: компании, которые хотят продвинуть свой продукт, теперь используют художника напрямую.
В долгой истории сотрудничества бизнеса и художников есть еще момент донорства: бизнес начинает вкладывать деньги и покупать искусство в том числе для того, чтобы улучшить экологию среды, офиса или города. В этом случае искусство работает как гуманизатор среды, а донорство подразумевает более глубокое проникновение и более личную коллаборацию. Мне такой аспект «коллаборации» нравится больше, чем в примере с Louis Vuitton и Кусамой, где по факту нет реального сотрудничества: просто зарабатывание денег.
И еще один очень важный аспект: сам момент продажи искусства, его создания, стал бизнесом. Началось это в XVII веке в Голландии, а к XX веку рынок окончательно оформился, и сегодня ярмарка Cosmoscow стала ярчайшим тому примером.
Есть также и момент отношений между бизнесом и целыми институциями: во всем мире есть примеры поддержки крупным бизнесом статусных музеев. С другой — позитивные примеры работы и с культурными институциями меньшего масштаба. Но в этом случае и художник, и культурная институция должны быть готовы к этой работе: понимать важность задач, которые ставит бизнес. Только тогда обеим сторонам удается вступить в симбиоз: бизнесу удается решить свои практические задачи, а художник получает результат своего труда — как финансовый, так и нового зрителя. Я верю, что чем дальше, тем активнее будет развиваться второй формат этого сотрудничества.
Как измерить эффективность арт-коллабораций
Евгения Старкова
вице-президент по маркетингу MR Group
Мы хотим сделать искусство частью своего продукта: чтобы оно обогащало зрителя, а не просто выступало в роли красивой упаковки. По этому принципу устроена наша коллаборация с Московским музеем современного искусства. С институциями, кстати, нам очень нравится работать: они выступают как некий гарант и вкуса, и опыта, и экспертизы. В одном из проектов мы создали парк скульптур, который будет открыт для всех жителей, и нам удалось привнести в этот проект действительно знаковые имена: договориться с Айдан Салаховой, например, было целым челленджем.
Благодаря тому, что в проекты активно интегрировано искусство, нас рекомендуют друзьям и знакомым: такой отличительной черты нет ни в одном другом проекте. Почему это важно? Значительная доля — порядка 20-30% наших клиентов — покупают недвижимость по рекомендации. И когда наш потенциальный покупатель выбирает между десятком других проектов, мы попадаем в ситуацию серьезной конкуренции с другими качественными продуктами. А история, связанная с искусством, выделяет наш проект среди остальных.
Второй опыт — наша замечательная коллаборация с Cosmoscow, в рамках которой создана постоянная экспозиция на территории одного из наших проектов. В каждом из этих случаев мы решали не только ряд эстетических и продуктовых задач, но еще и довольно практические коммерческие. Мы понимали, что идем на риск: не все наши покупатели глубоко и искренне погружены в мир искусства. Заранее было сложно оценить, даст ли эта коллаборация прирост в цене квадратного метра и сделает ли продажи более активными. Сейчас мы видим, что все получилось — проект целый год был лидером продаж в премиум-сегменте в Москве.
Здорово, что к пониманию важности коллабораций с миром искусства приходим не только мы — а культурные институции, чувствуя это, идут нам навстречу. Конечно, не все на это готовы: в таком сотрудничестве есть много бюрократических моментов, порой даже моральных барьеров.
А еще я вижу большой потенциал у проектов среднего и малого бизнеса с локальными художниками. Такие проекты я оцениваю как легкие в работе: у них есть ясный результат. Оба эти тренда имеют все шансы воплотиться в жизнь, и тогда, как мне представляется, мы увидим кардинальные улучшения качества городской среды и культуры в ближайшей перспективе.
Рассказываем, как инвестировать в искусство
Деньги, время и внимание
Как искусство может помочь новым технологиям получить внимание широкой аудитории
Алена Конурина
исполнительный директор — начальник отдела имиджевых и культурных проектов, Сбер
Искусство нужно прежде всего для вдохновения и обретения новых смыслов. Оно всегда было предвестником будущего, и Сбер в этом активно заинтересован: в качестве миссии мы выбрали развивать высокие технологии в этой стране, будь то VR, искусственный интеллект, нейросети. Мы понимаем, что искусству доверяет как премиальная аудитория, так и массовая, которой близки эти технологии.
Трудно даже объяснить, почему именно так происходит, но все технологии тянутся в искусство: весь мир интересуют нейросети Stable Diffusion и Midjourney. Чтобы наши технологии получили более широкую популярность, мы запустили образовательный сайт, посетители которого могут ознакомиться с понятием нейросети, узнать, как работает нейросеть Сбера Kandinsky 2.2. Для этого мы смешали текстовый и художественный материалы больших деятелей культуры: четверостишия Пушкина и Лермонтова с одной стороны и художников в лице Малевича и Кустодиева — с другой. В работе над этим проектом мы активно консультировались с экспертами Третьяковки, и теперь нейронка в режиме реального времени может нам показать, как выглядела бы работа Малевича, вдохновленная стихотворением «Белеет парус одинокий».
Может ли искусство помочь развитию целого региона
Ирина Седых
председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие», основатель «Выкса-фестиваля»
Выкса — металлургический моногород в Нижегородской области с населением 59 тыс. человек, город провинциальный со всеми вытекающими отсюда минусами, плюсами и сложностями. Металлургический завод — сердце города, но других мест приложения труда в городе не так много, и мы как компания увидели в этом очень большой вызов. Кто будет работать на нашем предприятии через 10 лет, учитывая демографический провал 90-х годов? Теперь, благодаря нашему фестивалю, Выкса — особенное место: на заводах здесь есть муралы Эрика Булатова и Миши Моста.
За время существования фестиваля мы поняли, что искусство может быть очень мощным средством развития города, развития людей. Каждые три года нам делает исследование аудитории консультационное бюро. Если 10 лет тому назад в разговоре о будущем с молодыми людьми мы часто видели грусть в их глазах, то теперь 10% опрошенных говорят о том, что креативные индустрии, искусство и прочее они уже рассматривают как свое будущее. Есть возможность и реальность в том, чтобы в городе начать развивать культуру, и благодаря этому подростки не будут уезжать. А потом и их дети останутся здесь: так мы создаем более устойчивую среду и диверсифицируем город в целом.
Несколько лет назад мы придумали проект индустриального стрит-парка. И результат удивил даже нас самих: сотрудники начали спрашивать, почему на одних цехах что-то появилось, а на других нет. Это действительно мотивирует сотрудников к работе. И мы используем этот фактор для развития людей. Когда мы проводим исследование по включенности в работу компании, есть несколько критериев, которые позволяют выявить победителя в этом соревновании — и для него появляется мурал. Самое удивительное, что этот момент действительно вдохновляет людей на активную работу.
Интересно, что такой интерес к искусству становится частью жизни каждого. Уличный художник Ян Посадский в Выксе создал роспись на гараже одного из жителей с опорой на историю города по заказу владельца этого гаража: последнему так понравились работы художника, что он сам с ним договорился об этом заказе лично.
Я искренне рада, что многие города уже подхватили то, что происходит в Выксе. Например, в Челябинске по желанию местных жителей был открыт музей, в котором выставлены артефакты, которые люди сами находили на территории региона. Еще один пример: Чусовской завод в Пермском крае находится в процессе создания двух муралов, для которых мы подсказали имена художников и кураторов. Хочется верить, что искусство — это базовая потребность жизни каждого, и работа с ним ведет нас всех к светлому будущему.