Статья
совместный проект
К главной

От А до Я современного искусства

Ключевые фигуры, идеи и институции, без которых невозможно понять и еще сложнее представить современное российское искусство в 2025 году
А — Актуальное искусство
Искусство, создаваемое «здесь и сейчас» и напрямую связанное с актуальными проблемами общества, культуры, политики или технологий. В нем важен не столько замысел автора, сколько субъективный опыт зрителя. Актуальное искусство всегда современно, но современное — не всегда актуально. Его синоним — «постмодернистское искусство».
Б — Бажанов Леонид
Российский искусствовед, куратор, сыгравший ключевую роль в становлении и развитии современного искусства в России. В 1986 году основал Творческое объединение «Эрмитаж», которое стало платформой для представления таких художников, как Эрик Булатов и Илья Кабаков. В 1992 году инициировал создание ГЦСИ. Его уход 11 января 2025 года стал значительной утратой для арт-сообщества России.
В — Видео-арт
Направление в искусстве с 1960-х, использующее видеотехнику для выражения художественной концепции и создающее работы с движущимися изображениями. В отличие от кино, видео-арт не стремится развлекать зрителя: произведения могут обходиться без сюжета и актеров. Один из основателей — американский художник Нам Джун Пайк. В России практика видео-арта развилась в 1980-х годах, популяризаторами стали Виктор Алимпиев и группа AES+F.
Г — Галереи
Пространства (как офлайн, так и онлайн) для демонстрации, продвижения и продажи произведений искусства, выполняющие экспозиционную, кураторскую, институциональную и коммерческую функции. Их важной задачей является анализ рынка, что делает их не только коммерческими, но и культурно-просветительскими институциями.
Д — Девелоперы
Компании или частные лица, создающие инфраструктуру для функционирования арт-рынка, стимулирующие его рост и формирующие условия для коммерциализации искусства. Такая поддержка искусства — это не просто благотворительность, а стратегический шаг, повышающий ценность недвижимости, что одновременно формирует культурный контекст искусства в России.
Е — Единороги
Частные стартап-компании, оценка которых превышает 1 млрд долларов. Термин заимствован из международного венчурного рынка. Ключевые характеристики российских единорогов — высокая оценка и потенциал роста, технологическая направленность, инновационность.
Ж — Желудь Анна
Российский скульптор и живописец. Ее творчество характеризуется концептуальным минимализмом — реакцией на гипертрофию и избыточность коммерческого искусства и консюмеризм нулевых. Желудь называла себя «художником-рентгенологом», стремясь «просвечивать» привычные материальные объекты. В 2009 году ее работы были представлены на 53-й Венецианской биеннале. Анна Желудь ушла из жизни 4 июня 2025 года, ее последняя выставка «Абзац» прошла в PA Gallery в Москве.
З — Зверев Анатолий
Российский художник, мастер экспрессионизма и культовая фигура нонконформистского искусства второй половины XX века. Он стал символом «дикого искусства» — спонтанного и независимого от художественной политики. В 2013 году в Москве был открыт Музей АЗ (Анатолия Зверева), посвященный его творчеству.
И — Инклюзия
Принцип создания условий для равноправного и активного участия всех людей в культурной и художественной жизни, включая людей с различными особенностями развития, представителей разных этнических групп, возрастов и социальных слоев.
К — «Контур»
Специальная секция ярмарки Cosmoscow, ориентированная на молодые и экспериментальные галереи, которые не имеют постоянного выставочного пространства. Здесь представлены галереи, работающие в формате поп-апа или онлайн-платформы.
Л — Логистика
Организация и управление процессами транспортировки, хранения, подготовки и демонстрации произведений искусства. Логистика в искусстве обеспечивает безопасность и сохранность произведений, а также позволяет эффективно управлять арт-рынком, особенно при организации международных выставок и ярмарок.
М — Медиация
Культурное посредничество между произведением искусства и зрителем, направленное на понимание, интерпретацию и ценность произведений. Главные принципы медиации — горизонтальное общение, доверительный контакт и диалог: участники вместе ищут ключи и подсказки для понимания темы.
Н — Наследие
Культурное и художественное достояние прошлого, которое современные художники используют, переосмысливают или интегрируют в свои проекты, которые могут включать в себя элементы ретрофутуризма, использование традиционных материалов и форм в новом контексте.
О — Общественные пространства
Часть городской среды, целенаправленно создаваемой в интересах горожан, которая объединяет функции встречи, общения и взаимодействия с искусством. Истоки восходят к древнегреческой агоре и Римскому форуму. Такие пространства формируют динамичный городской ландшафт.
П — «Провмыза»
Российская арт-группа, основанная в 1998 году Галиной Мызниковой и Сергеем Проворовым в Нижнем Новгороде. В 2025-м группа «Провмыза» стала «Художником года». Айдентика 13-го выпуска Cosmoscow вдохновлена ее работами и отражает идею временной фиксации, подчеркивая процесс создания и изменения.
Р — Реставрация
Процесс сохранения, восстановления и поддержки произведений с целью их долгосрочной демонстрации, который учитывает не только физическую целостность, но и художественную концепцию и замысел автора. Современная реставрация заключается в работе с нестандартными материалами и медиа.
С — Сообщества
Объединения художников, кураторов, галеристов и энтузиастов, формирующиеся вокруг художественных практик. В России сообщества играют ключевую роль в поддержке художников, создании платформ для экспериментов и интеграции современного искусства в региональную среду. В 2025 году среди новых участников ярмарки — Сообщество современных сибирских художников.
Т — «Тираж»
Раздел ярмарки, посвященный тиражному искусству — произведениям, созданным в ограниченном количестве экземпляров. Этот формат позволяет художникам и галереям предлагать коллекционерам доступные по цене работы, сохраняя при этом уникальность произведений.
У — Уличное искусство
Направление современного изобразительного искусства с ярко выраженным урбанистическим характером, создаваемое в публичной среде. К нему относятся стрит-арт, граффити, муралы, постеры, стикеры и работы с использованием трафаретов. Стрит-арт исторически связан с хип-хоп-культурой, отличается отсутствием строгих правил и свободой самовыражения.
Ф — Фандрайзинг
Процесс поиска и привлечения финансовых ресурсов для реализации проектов, программ или инициатив — через частных доноров, спонсоров, государственные гранты и краудфандинговые платформы.
Х — «Художественный журнал»
Ведущий российский журнал по теории искусства на русском языке, созданный в 1993 году и ставший первым изданием, посвященным проблемам современного искусства в постсоветский период.
Ц — Церетели Зураб
Художник, график, автор более 5 тыс. произведений публичного искусства. Сыграл ключевую роль в формировании визуальной среды России, в его творчестве — элементы постмодернизма и монументализма. С 1997 года был президентом Российской академии художеств. Также основал первый в России государственный музей современного искусства — ММСИ (MMOMA). Зураб Церетели скончался 22 апреля 2025 года в возрасте 92 лет. Его смерть стала значимой утратой для российского и мирового искусства.
Ч — Частный капитал
Финансовые ресурсы, привлекаемые от частных инвесторов, коллекционеров и компаний для поддержки, приобретения и продвижения произведений современного искусства. Частные инвестиции стимулируют формирование коллекций и развитие инфраструктуры современного искусства в России.
Ш — Шампанское
Не только напиток, но и элемент ритуала и атмосферы события. Оно символизирует торжественность и успех, создает настроение эксклюзивности и социального статуса, сопровождает вернисажи и премьеры.
Щ — Щукинская коллекция
Коллекция российского промышленника Сергея Ивановича Щукина, более 250 произведений искусства, среди которых 50 работ Пикассо, 28 — Матисса, 4 — Ван Гога. Оценочная стоимость — 10 млрд долларов, что делает ее одной из самых дорогих частных коллекций в мире. Щукин стал пионером в формировании вкуса к современному искусству, поддерживая художественные эксперименты и внедряя идеи европейского модернизма в российскую культурную среду.
Э — Экспертиза
Процедура определения подлинности, культурной и материальной ценности предметов искусства и культуры, включая картины, иконы, скульптуры, старинное оружие, посуду и другие объекты исторической значимости. Играет ключевую роль на арт-рынке, обеспечивая доверие к произведениям, безопасность сделок и сохранение культурного наследия.
Ю — Юхананов Борис
Российский режиссер, художник, теоретик театра и основатель движения новой процессуальности, оказавшего влияние на российское современное искусство. В 1985 году он создал первую в СССР независимую театральную группу «Театр-Театр», экспериментируя с хеппенингом. С 2013 года был художественным руководителем Электротеатра «Станиславский». Ушел из жизни 5 августа 2025 года.
Я — Ярмарка современного искусства Cosmoscow
Ключевое событие российского арт-рынка, объединяющее художников, галереи, коллекционеров и институции современного искусства. Она предоставляет платформу для продажи и презентации новых художественных практик. Cosmoscow стимулирует развитие рынка через поддержку молодых авторов, продвижение тиражного и публичного искусства, а также формирование социального контекста событий. 13-й выпуск Cosmoscow представит более 90 галерей-участниц.
Автор материала арт-консультант, независимый PR-специалист Вероника Кандаурова